Биография Абовского Наума Петровича — это история о человеке, стоящем у истоков развития строительной механики и научных исследований в области инженерного строительства в Советском Союзе и России. Его жизнь и работа тесно связаны с важнейшими этапами развития строительной науки, образования и инженерной практики, а также с подготовкой целых поколений специалистов.

В данном разделе Вы сможете ознакомиться с жизненным и профессиональным путем Наума Петровича Абовского. В разделе представлена биография Наума Петровича, раскрывающая его путь от ранних лет до становления как выдающегося профессионала в своей области, ключевые этапы его карьеры, значимые достижения, а также архивные фотокарточки.
архитектор инженерной мысли и научного прогресса
АГАПОВ
АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
АГАПОВ
АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ
14.12.1929 – 22.11.2012
Выдающийся советский учёный в области строительной механики, доктор технических наук и профессор. Академик Международной академии наук Высшей школы и почетный член Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), он посвятил свою жизнь науке, образованию и изобретательской деятельности.
Наум Петрович родился 14 декабря 1929 года в семье служащего в небольшом городе Вознесенск, который ранее находился на территории Советского Союза (ныне Николаевская область, Украина). Его рождение пришлось на эпоху активного научно-технического прогресса и индустриализации, когда страна стремительно развивалась, реализуя амбициозные планы модернизации. Это было время больших перемен и надежд, когда наука и техника играли важную роль в построении нового социалистического общества. В таких условиях формировалась среда, которая вдохновляла многих на стремление к знаниям и открытиям. Именно эти обстоятельства сыграли свою роль в судьбе Наума Петровича, определив его интерес к науке и технике.

В 1932 году с родителями и старшим братом Владимиром Наум Петрович переехал в Одессу, где в возрасте семи лет поступил в общеобразовательную школу. Отец Наума Петровича с самого детства прививал сыновьям интерес к научно – техническим изысканиям, что в дальнейшем нашло отражение в их профессиональной деятельности. Старший брат Наума Петровича, Владимир, построил карьеру в качестве инженера-строителя, став лауреатом Государственной премии СССР 1967 года за участие в создании сборных железобетонных оболочек промышленного изготовления.

Семейная атмосфера, где ценились труд, изобретательность и тяга к знаниям, оказала огромное влияние на мальчика – Наум Петрович стремился к знаниям и выбирал путь, который позволил ему сочетать инженерное мастерство и научное творчество. В 1946 году он окончил экстерном школу, с легкостью изучив школьную программу.

Благодаря поддержке родителей и примеру старшего брата Наум Петрович поступил в один из ведущих технических университетов страны – в Одесский гидротехнический (инженерно-строительный) институт, который окончил с отличием в 1951 году.

Но учеба была лишь началом пути. Стремление видеть реальные результаты своей работы привело Наума Петровича в территориальное управление Госпродрезервов при Совете Министров СССР на стройку элеваторов в Тульской области. Там он увидел, как знания могут буквально преобразовывать пространство. Но инженерная практика не могла полностью удовлетворить его интерес к исследованию фундаментальных процессов. Научная интуиция и стремление к исследовательской работе вскоре направили его на академический путь.

В 1953 году Наум Петрович стал ассистентом кафедры строительной механики Новосибирского инженерно-строительного института им. В. В. Куйбышева. На должности ассистента продолжил академическую деятельность вплоть до 1958 года. В Новосибирском инженерно-строительном институте Наум Петрович позже защитил кандидатскую диссертацию. Абовский считал, что истинный учёный должен искать решения там, где другие видят только проблемы. Его кандидатская диссертация, посвящённая устойчивости многопролётных балок, стала важным вкладом в строительную механику. Защитив её в 1960 году, он продолжал работу над задачами, которые считались сложными даже для опытных специалистов. Через несколько лет, в 1963 году, он принял приглашение от ректора Красноярского политехнического института В. Н. Борисова возглавить новую кафедру строительной механики и управления конструкциями Красноярского политехнического института, который позднее был переименован в Красноярский инженерно-строительный институт. Это решение стало переломным моментом не только в его карьере, но и для всей строительной науки региона.

С 1995 года Наум Петрович приступил к работе и в Красноярской государственной архитектурно-строительной академии. В 2007 году продолжил карьеру в Институте градостроительства, управления и региональной экономики Сибирского федерального университета (ИГУРЭ СФУ), с декабря 2009 года – работать в должности профессора-консультанта на кафедре строительной механики и управления конструкциями.

Наум Петрович никогда не учился в аспирантуре и не имел научных руководителей и консультантов. Когда он начинал свою деятельность в г. Красноярске, не было ни одного кандидата наук по данной специальности. Его докторская диссертация, защищённая в 1971 году, была посвящена многоконтактным задачам ребристых оболочек и пластин – теме, открывшей новый горизонт в строительной науке.

Подход к науке был междисциплинарным. Наум Петрович утверждал, что инженерное дело невозможно без понимания философии, психологии и даже нейроинформатики. Подобная широта взглядов позволила ему стать одним из пионеров в разработке интеллектуальных конструкций. В его работах соединялись теоретическая глубина и практическая применимость. Например, он разработал методы усиления фундаментов для строительства на слабых грунтах, что стало спасением для многих регионов России с их сложными геологическими условиями.

Но для него было важно не только создавать, но и передавать свои знания. Наум Петрович полагал, что каждый ученик – это вклад в будущее. За свою жизнь он подготовил более 30 кандидатов наук и несколько докторов, многие из которых продолжили его исследования и стали известными учёными. Он создавал не просто учебные программы, а целые научные школы, которые до сих пор считаются передовыми. Созданная Н. П. Абовским Красноярская научная школа механики деформированного твердого тела, процессов управления и пространственного конструктивного формирования и конструирования насчитывает несколько десятков кандидатов и докторов наук, известных в нашей стране и за рубежом.
ВИДЕОЗАМЕТКА О НАУМЕ ПЕТРОВИЧе
Доктор технических наук
Заслуженный изобретатель
Российской Федерации
Профессор
ИСИ СФУ
Почётный доктор Одесской архитектурно-строительной академии
Заслуженный деятель науки
и техники РФ
Почетный член Российской академии архитектуры и строительных наук
Академик Международной академии наук Высшей школы
Почётный работник высшего профессионального образования РФ
Научные звания и должности
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ
За свою жизнь Наум Петрович написал более 40 монографий, получил более 60 патентов и опубликовал свыше 430 научных статей.
ИЗОБРЕТЕНИЯ
надземный трубопровод
повышенной надежности
Высокие башни и мачты постоянно подвергаются воздействию ветра. Даже при прочных конструкциях со временем возникают колебания, которые могут ослабить сооружение. Современные системы стабилизации фиксируются при монтаже и не регулируются в процессе эксплуатации, что делает их неэффективными при изменении силы и направления ветра.

Устройство автоматического управления деформацией башни решает эту проблему, превращая ветер из врага в союзника. В его основе лежит система парусов-полотнищ, установленных в верхней части башни на подвижных опорах. Когда дует ветер, паруса смещаются и натягивают управляющие тросы. Эти тросы приводят в действие неравноплечие рычаги, к концам которых прикреплены грузы-противовесы. Под их весом рычаги поворачиваются, натягивая дополнительные тросы-оттяжки, соединённые с башней. В результате башня автоматически компенсирует наклон и стремится вернуться в вертикальное положение.

Интересная особенность системы – использование амортизирующего устройства, которое помогает плавно гасить колебания, предотвращая резкие рывки. Конструкция учитывает силу ветра, размеры парусов и положение оттяжек, что позволяет адаптировать систему под разные условия эксплуатации.
В современном строительстве одной из ключевых задач является создание прочных, легких и экономичных конструкций для большепролетных зданий, транспортных галерей и других сооружений. Одним из инновационных решений в этой области стала преднапряженная панель покрытия.

Преднапряженные панели покрытия — инновационное решение для строительства больших пролётов и транспортных сооружений. Они состоят из тонкой железобетонной плиты, которая выполняет роль верхнего пояса, и металлических шпренгелей — стержней, образующих решетку, что увеличивает жесткость панели.
Особенность конструкции — криволинейный пояс из высокопрочной стали или стальных тросов, который натягивается и соединяется с нижним поясом через подвески. Этот пояс улучшает распределение напряжений, снижая нагрузку на металлические элементы и увеличивая сжимающее усилие на бетонную часть, что снижает риск трещин.

Панели имеют сборную конструкцию, состоящую из тонких ребристых плит, соединённых металлическими накладками. Такой способ сборки упрощает производство и транспортировку, а также повышает прочность.
Главные преимущества включают снижение расхода металла благодаря перераспределению усилий, увеличение несущей способности панели и возможность перекрывать пролёты длиной до 48 метров, что значительно превышает традиционные решения.

Процесс преднапряжения включает сборку железобетонной части, натяжение криволинейного пояса и монтаж панели на объекте. Этот подход делает конструкцию более экономичной, прочной и долговечной, открывая новые возможности для строительства большепролетных зданий.
преднапряженная панель покрытиЯ
Высокие башни и мачты постоянно подвергаются воздействию ветра. Даже при прочных конструкциях со временем возникают колебания, которые могут ослабить сооружение. Современные системы стабилизации фиксируются при монтаже и не регулируются в процессе эксплуатации, что делает их неэффективными при изменении силы и направления ветра.

Устройство автоматического управления деформацией башни решает эту проблему, превращая ветер из врага в союзника. В его основе лежит система парусов-полотнищ, установленных в верхней части башни на подвижных опорах. Когда дует ветер, паруса смещаются и натягивают управляющие тросы. Эти тросы приводят в действие неравноплечие рычаги, к концам которых прикреплены грузы-противовесы. Под их весом рычаги поворачиваются, натягивая дополнительные тросы-оттяжки, соединённые с башней. В результате башня автоматически компенсирует наклон и стремится вернуться в вертикальное положение.

Интересная особенность системы – использование амортизирующего устройства, которое помогает плавно гасить колебания, предотвращая резкие рывки. Конструкция учитывает силу ветра, размеры парусов и положение оттяжек, что позволяет адаптировать систему под разные условия эксплуатации.
устройство автоматического управления деформированием высокой башни

комплексная система
сейсмозащиты зданий и сооружений
Наум Петрович Абовский является одним из авторов патента на изобретение, которое позволяет зданиям стоять ровно и крепко — комплексной системы сейсмозащиты зданий и сооружений.

Комплексная система сейсмозащиты зданий и сооружений — это «умный» способ защитить здания от разрушений при землетрясении. В её основе — специальная фундаментная платформа, на которой стоит здание. Эта платформа сделана из двух бетонных плит, соединённых рёбрами для прочности. Между платформой и землёй есть особый скользящий слой, который помогает смягчать удары во время землетрясений. Этот слой состоит из нескольких слоёв плёнки: верхние слои имеют маленькие дырочки для жидкости, а нижние полностью герметичны. Но главная фишка этой системы — её способность автоматически включать защиту при первых признаках землетрясения.

Как система работает? Недалеко от места, где может начаться землетрясение, находится специальная сейсмостанция. Она «слушает» землю и ловит первые признаки сейсмической активности. Если станция понимает, что приближается землетрясение, она быстро отправляет сигнал в здание. Внутри здания есть модуль управления, который принимает этот сигнал. Он тут же включает специальные устройства, называемые актуаторами. Актуаторы — это такие баллоны с жидкостью, спрятанные внутри платформы. Когда они активируются, жидкость впрыскивается в скользящий слой. Это уменьшает трение между платформой и землёй, так что платформа начинает «скользить». Когда волна от землетрясения доходит до здания, платформа движется вместе с ней, а не ломается. Так волна теряет часть своей силы, и здание остаётся невредимым.
3D-модель комплексной системы сейсмозащиты
ВИДЕОЗАМЕТКА О комплексной системе сейсмозащиты
ВОПРОС&ОТВЕТ
Made on
Tilda