16 апреля 2025 г. в Красноярском Доме науки и техники прошли тематические мероприятия, приуроченные ко дню космонавтики, в рамках проекта «Интерактивный музей инженерной славы Енисейской Сибири» (реализуемого при поддержке Фонда Президентских грантов). 25 школьников МБОУ СШ № 94 г. Красноярска приняли участие в интерактивном квесте-сторигейм «В поисках инженерных сокровищ. Серия космонавтика» и просмотрели мультфильм, рассказывающий удивительные факты о космосе, планетах солнечной системы и космических спутниках.

Ребята разделились на 2 команды. В начале программы участники посмотрели научно-популярный мультфильм, который в доступной и увлекательной форме познакомил их с основами космоса и космонавтики. Мероприятие началось с рассказа о том, почему День космонавтики отмечается 12 апреля. Ребята узнали, что в этот день в 1961 году советский космонавт Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества полет в космос на советском пилотируемом корабле «Восток-1».
Из мультфильма узнали, что в Солнечную систему входят восемь планет, каждая из которых уникальна по своим характеристикам. Например, Меркурий – самая близкая к Солнцу планета, на которой днём температура может достигать +430 °C, а ночью опускаться до – 180 °C, ведь на планете почти нет атмосферы, чтобы сохранять тепло. Венера, хоть и находится дальше от Солнца, считается самой «горячей» планетой, т.к. плотная атмосфера из углекислого газа создаёт мощный парниковый эффект, разогревая поверхность до +460 °C. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы с огромным магнитным полем и десятками спутников, включая крупнейший – Ганимед. А Нептун, самая удалённая планета, известна своими суперштормами: скорость ветров в ее атмосфере может достигать более 2000 км/ч – быстрее звука на Земле. Ребята узнали, что гравитация – это сила, с которой небесные тела притягивают друг друга. Именно благодаря гравитации Луна удерживается на орбите вокруг Земли, а мы остаёмся на поверхности нашей планеты. На Луне гравитация в шесть раз слабее, чем на Земле, поэтому человек может делать там высокие прыжки и легко поднимать тяжёлые предметы. Эти примеры сделали сложные научные понятия понятными и увлекательными для школьников.
Из мультфильма узнали, что в Солнечную систему входят восемь планет, каждая из которых уникальна по своим характеристикам. Например, Меркурий – самая близкая к Солнцу планета, на которой днём температура может достигать +430 °C, а ночью опускаться до – 180 °C, ведь на планете почти нет атмосферы, чтобы сохранять тепло. Венера, хоть и находится дальше от Солнца, считается самой «горячей» планетой, т.к. плотная атмосфера из углекислого газа создаёт мощный парниковый эффект, разогревая поверхность до +460 °C. Юпитер – самая большая планета Солнечной системы с огромным магнитным полем и десятками спутников, включая крупнейший – Ганимед. А Нептун, самая удалённая планета, известна своими суперштормами: скорость ветров в ее атмосфере может достигать более 2000 км/ч – быстрее звука на Земле. Ребята узнали, что гравитация – это сила, с которой небесные тела притягивают друг друга. Именно благодаря гравитации Луна удерживается на орбите вокруг Земли, а мы остаёмся на поверхности нашей планеты. На Луне гравитация в шесть раз слабее, чем на Земле, поэтому человек может делать там высокие прыжки и легко поднимать тяжёлые предметы. Эти примеры сделали сложные научные понятия понятными и увлекательными для школьников.

После просмотра ребят ждал увлекательный квест-сторигейм «В поисках инженерных сокровищ. Серия космонавтика» – настоящее приключение в формате космического сторителлинга. Квест прошел на базе музейного пространства, квартире советского учёного Наума Петровича Аовбвского, в локации Рабочий кабинет. Звонили через дисковый телефон в «космическое бюро», получали зашифрованные сообщения, расшифровывали шифры, сопоставляли даты ключевых событий в истории космонавтики и искали чертежи спутников на кульмане — классическом приборе, с помощью которого раньше создавались сложнейшие технические схемы. А также «встречались» с виртуальными наставниками — учёными и конструкторами, которые подсказывали направление поисков.


В ходе квеста ребята узнали о вкладе учёных и инженеров Красноярского края в развитие отечественной космической отрасли. Ребята познакомились с Михаилом Фёдоровичем Решетнёвым, талантливым конструктором, который стоял у истоков создания отечественной спутниковой связи. Именно он основал научно-производственное объединение «Информационные спутниковые системы» в Железногорске. Под его руководством были созданы десятки спутников, обеспечивающих связь, навигацию и научные исследования как для России, так и для других стран.
Также школьники узнали о Владимире Петровиче Акчурине, инженере, участвовавшем в разработке и совершенствовании систем управления для ракетно-космической техники. Его научные труды и инженерные решения сыграли важную роль в надёжной работе космических аппаратов, запуск которых невозможен без чёткой и слаженной системы управления.
Особый интерес вызвала история Геннадия Ивановича Овечкина — инженера, внёсшего вклад в развитие инфраструктуры космодромов, откуда запускались и пилотируемые, и автоматические миссии. Благодаря таким специалистам, как он, создавались пусковые комплексы, стартовые площадки и системы обеспечения запусков — всё то, без чего невозможно представить современную космонавтику.
Также школьники узнали о Владимире Петровиче Акчурине, инженере, участвовавшем в разработке и совершенствовании систем управления для ракетно-космической техники. Его научные труды и инженерные решения сыграли важную роль в надёжной работе космических аппаратов, запуск которых невозможен без чёткой и слаженной системы управления.
Особый интерес вызвала история Геннадия Ивановича Овечкина — инженера, внёсшего вклад в развитие инфраструктуры космодромов, откуда запускались и пилотируемые, и автоматические миссии. Благодаря таким специалистам, как он, создавались пусковые комплексы, стартовые площадки и системы обеспечения запусков — всё то, без чего невозможно представить современную космонавтику.