РЕШЕТНЁВ МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ
От школьной парты до космических высот
Биография Михаила Фёдоровича Решетнёва – это история о человеке, стоящем у истоков космической индустрии России, чьи инновационные идеи и инженерный талант заложили фундамент для современных спутниковых технологий. Его жизнь и трудовой путь отражают эпоху стремительных научно-технических достижений и прогресса, демонстрируя неугасимый дух исследователя и преданность своей стране.

В данном разделе Вы сможете ознакомиться с жизненным и профессиональным путем Михаила Фёдоровича Решетнёва. В разделе представлены ключевые этапы его карьеры, значимые достижения и вклад в развитие космической индустрии.
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ И НОВОСТНАЯ кинохроника
Интервью с учёным
МИХАИЛ ФЁДОРОВИЧ РЕШЕТНЁВ
Михаил Фёдорович Решетнёв - советский и российский учёный, инженер-конструктор, один из основоположников советской (российской) космонавтики.
От школьной парты до космических высот
ВОЕННЫЕ ГОДЫ
Студенческие годы пришлись на годы Великой Отечественной войны. В 1941 году Михаила и его сокурсников направили под Вязьму строить укрепрайон, позднее институт эвакуировали в Алма-Ату. В июне 1942 года военком выдал всем студентам МАИ направление в Серпуховскую военную школу авиационных механиков. Обучение в Серпуховской ВАШМ шло по ускоренной программе. Год и четыре месяца Михаил штудировал матчасть истребителей, практиковался в эксплуатации основных систем самолета. В 17 лет ушёл добровольцем в Красную армию. Участник (1942—1945) Великой Отечественной войны: после прохождения курсов Серпуховской военной школы авиационных механиков служил в 26-м запасном истребительном полку в звании сержанта технической службы после успешно сданных экзаменов. Сержант Решетнёв проходил службу в Грузии на аэродроме Сандар (Марнеули), расположенном в 30 километрах к югу от Тбилиси, недалеко от границ с Азербайджаном и Арменией. С августа 1941 года там дислоцировался 26-й запасной истребительный авиаполк, в котором Михаил проходил службу. До октября 1945 года готовил боевые самолеты на военных аэродромах страны. Демобилизован в звании сержанта технической службы в 1946 году.
Свидетельство об окончании Серпуховской военной авиационной школы механиков, выданное М.Ф. Решетнёву 25 октября 1943 года.
Федор Игнатьевич и Мария Александровна Решетнёвы. Фото из личных архивов.
Биография Михаила Федоровича Решетнева – это история о человеке, стоящем у истоков космической индустрии России, чьи инновационные идеи и инженерный талант заложили фундамент для современных спутниковых технологий. Его жизнь и трудовой путь отражают эпоху стремительных научно-технических достижений и прогресса, демонстрируя неугасимый дух исследователя и преданность своей стране.
20-й век для Советского Союза, особенно в предвоенные годы, был периодом интенсивного развития техники и научного прогресса. В этот период страна прошла через значительные преобразования, инициированные руководством во главе с Иосифом Сталиным. Сталин осознал важность технологического и научного превосходства для укрепления обороноспособности и экономического могущества страны. В результате, значительные ресурсы были направлены на индустриализацию и развитие науки.

Пятилетние планы, которые начались в 1928 году, были ключевыми инструментами для достижения этих целей. Первый пятилетний план (1928-1932) сфокусировался на тяжелой промышленности, строительстве заводов и фабрик. Это позволило СССР в короткие сроки значительно увеличить производство стали, угля, машин и оборудования.

Научно-технический прогресс был неотъемлемой частью индустриализации. Создавались и развивались научно-исследовательские институты, где трудились выдающиеся ученые и инженеры. В 1930-е годы было основано множество исследовательских институтов, которые сыграли ключевую роль в развитии новых технологий. Значительное внимание уделялось развитию авиации и космонавтики, что позже привело к созданию мощной авиационной и ракетной промышленности.

Сталин лично контролировал и поддерживал развитие науки и техники. Он инициировал создание новых научных центров и институтов, таких как Институт физических проблем и Лаборатория атомного ядра. Особое внимание уделялось подготовке высококвалифицированных кадров, что стало основой для дальнейших научных достижений.

В середине XX века, когда наука и техника стремительно развивались, Советский Союз переживал эпоху великих перемен и достижений. Одним из ключевых фигур этого времени стал Михаил Фёдорович Решетнёв, чье имя связано с развитием отечественной космической индустрии. Путь Решетнёва к вершинам науки и техники начался задолго до его первых шагов в области космонавтики.
Молодой Михаил не ограничивался школьной программой: он много читал, самостоятельно изучал книги по физике и технике, участвовал в школьных кружках и ставил свои первые эксперименты. Школа для него была не просто местом получения знаний, но и площадкой для практического применения своих умений. Школьные годы заложили фундамент его будущих успехов, развивая в нем аналитический ум и страсть к науке.

Еще в школьные годы Михаил увлекся авиамоделизмом. Он своими руками мастерил модели моно- и бипланов, а затем запускал их в небо. Это увлечение не только развивало его технические навыки и инженерное мышление, но и закладывало основы для будущей карьеры в авиации и космонавтике. Михаил проводил много времени за созданием и совершенствованием своих моделей, стремясь к тому, чтобы они летали как можно лучше и дальше. В доме находилась целая коллекция моделей, построенных его руками.
ШКОЛЬНЫЙ ГОДЫ И ЮНОСТЬ
Михаил Решетнёв родился 10 ноября 1924 года в селе Бармашово Николаевского округа Одесской губернии Украинской ССР (ныне село Белозёрка Николаевского района Николаевской области, Украина) в семье военнослужащего Федора Игнатьевича и Марии Александровны Решетнёвых. С ранних лет Михаил рос в семье, где ценили трудолюбие и стремление к знаниям. Родители Михаила всегда поддерживали его интерес к учебе.

В 1929 году из села Бармашово семья переехала в город Днепропетровск. В этом же году 6 летний Михаил поступил в первый класс. Уже в начальной школе Михаил выделялся среди сверстников интеллектуальными способностями, любознательностью и тягой к знаниям. Но проучился в первом классе Михаил только один день. Классный руководитель быстро поняла, что в первом классе ему нечего делать, и на следующий день мальчика зачислили во второй класс. Однако и во втором классе Михаил учился недолго — всего до ноября, после чего его перевели в третий класс. Его высокая подготовка и способности к учебе, развившиеся благодаря домашней подготовке, которой занимались родители, сделали его обучение легким и успешным.
В 1939 году окончил среднюю школу и решил поступать в авиационный институт. Однако, поскольку он еще не достиг совершеннолетия и не получил паспорт, приемные комиссии авиационных вузов, отказали в приеме документов. Но в 1940 году успешно сдает экзамены и становится студентом факультета самолетостроения Московского государственного авиационного института им. С. Орджоникидзе, а в 1942 году студент-второкурсник становится авиационным механиком.
СТАНОВЛЕНИЕ УЧЁНОГО-РАЦИОНАЛИЗАТОРА
Михаил Решетнёв начал свой профессиональный путь в Особом конструкторском бюро № 1 (ОКБ-1) под руководством одного из основателей советской ракетно-космической техники Сергея Павловича Королёва, что стало ключевым этапом в карьере молодого специалиста. В 60-ые годы XX века ОКБ-1 было центром советской космической программы, и молодому Решетнёву посчастливилось оказаться в самом сердце грандиозных научных и технических свершений.
Диплом академика М.Ф. Решетнева, 1984 г.
После демобилизации вернулся в МАИ и продолжил учёбу, стремясь завершить образование, прерванное войной. Преддипломную практику проходил в Научно-исследовательском институте № 88 (НИИ-88, ныне Центральный научно-исследовательский институт машиностроения) в городе Королёве под руководством Михаила Клавдиевича Тихонравова, одного из пионеров ракетной техники и космонавтики в СССР. Дипломную работу защищал по ракетной тематике. В 1950 году оканчивает учебу в МАИ с отличием.
Справка из военкомата Красноярска-26 о прохождении М.Ф. Решетнёвым воинской службы в годы Великой Отечественной войны, 1995 г.
Научный руководитель
Михаил Клавдиевич Тихонравов
Сергей Павлович Королев
Сергей Павлович Королёв сыграл важнейшую роль в становлении Решетнёва. Королёв был не только блестящим конструктором, но и мудрым наставником, который умел раскрывать потенциал своих сотрудников. Под его руководством Решетнёв не просто выполнял поставленные задачи, но и учился стратегическому мышлению, инновационному подходу и управлению проектами.

Присоединившись к команде Королёва, Решетнёв сразу погрузился в работу над межконтинентальными баллистическими ракетами и первыми искусственными спутниками Земли. Эти проекты требовали не только глубоких технических знаний, но и способности работать в условиях жестких сроков и высокого уровня ответственности. Работая бок о бок с ведущими учеными и инженерами страны, Михаил быстро освоил передовые технологии и научился принимать решения в сложных ситуациях.

Талантливый конструктор проработал вместе с Королевым 9 лет и быстро продвинулся по службе. Начав с должности инженера конструктора в проектном отделе в 1950 году, он вскоре стал старшим инженером, ведущим конструктором по боевым ракетам с подвижным стартом, и, наконец, заместителем главного конструктора. В феврале 1957 года Королёв предложил Решетневу работу ведущего конструктора по изделию Р-11. В ту пору это было самое страшное оружие - ракета средней дальности с атомной боеголовкой на подвижном старте. Первый самостоятельный проект был сложным. Первый пуск оказался неудачным. Но уже в середине 1958 года у Советского Союза появилась межконтинентальная ракета с дальностью 4500 км. Испытания прошли успешно. Успешно прошёл и пуск с самоходной установки. М.Ф. Решетнёв стал готовить материалы для сдачи ракеты Р-11 на вооружение.

В Оренбург приехали секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. Речь шла о создании ракетно-ядерного щита для страны. Решетнёв доложил о ракете, о её боевых качествах, о готовности завода. Разговор длился долго. С ноября и до конца 1958 года для специалистов и рабочих был установлен режим круглосуточной работы с обеспечением питания и отдыха.
Разговор Брежнева и Королева привел к следующим итогам: ОКБ-1 требуется похожая структура в центре Красноярского края на случай всяких неприятных событий, которые могут произойти. Примерно в то же время на заводе Красмаш началось производство изделий новой техники. Сергей Павлович внёс предложение о создании филиала в г. Красноярске- 26 (Железногорск). Возглавить фиаиал было предложено Решетневу.

4 июня 1959 года вышел приказ Государственного комитета по оборонной технике об образовании на базе серийного конструкторского бюро завода «Красмаш» филиала ОКБ-1 (п/я 80) с привлечением сотрудников ряда ОКБ и НИИ Москвы и размещением его на площадке № 2 этого завода, расположенной в закрытом Железногорске. Приказом Королёва № 159 от 13 ноября 1959 года из ОКБ-1 были переведены 24 человека, пожелавшие заняться созданием новой техники в Сибири. Главной заботой Решетнёва стали перспективы работы КБ. Передача ракеты Р-7А на низкокипящих компонентах разработки ОКБ-1 сибирскому филиалу затягивалась. Военных не устраивала длительность её подготовки к запуску. Михаил Фёдорович, имевший хорошую подготовку по ракете Р-11, предложил разработать проект малогабаритной мобильной ракеты такого типа (Р-24) и вызвал в Москву почти весь состав филиала. Началась упорная работа. Ведущим конструктором по этой теме с 1 февраля 1960 г. стал Г.М. Чернявский. В августе он возглавил конструкторский отдел, а с декабря заместителем главного конструктора и на долгие годы ближайшим соратником и другом М.Ф. Решетнёва.

Строительство зданий для филиала шло очень медленно. Прибывающих на работу специалистов жильём обеспечивали, но работать было негде. Летом 1960 года Решетнёв уговорил Королёва приехать в Красноярск-26. Они вместе посетили строительство будущих корпусов. Потом в Горкоме партии Сергей Павлович привёл всех в лёгкий трепет, потребовав соединить его с Кремлём и лично с Н.С. Хрущёвым, объяснив руководителям Горкома, что он член Президиума Верховного Совета СССР, член ЦК КПСС и не просит, а требует соответствующего внимания к филиалу.

В это время приняли решение об изготовлении ракеты Р-14 (на долгохранимых высококипя- щих компонентах), разработанной Днепропетровским ОКБ, главным конструктором которого был Михаил Кузьмич Янгель. Решетнёв решил под- ключить сибирский филиал ОКБ-1 к этому изделию. Перед командой Михаила Федоровича сразу же была поставлена задача: приспособить конструкторскую документацию по ракете Р-14 к рождаю- щемуся производству в Красноярске-26 и сделать серию ракет. Первую партию изготовленных ракет собирали и про- веряли уже в новых цехах. Ракета была поставлена на серийное производство.

18 декабря 1961 года во исполне- ние решения комиссии Совмина СССР от 23.10.61 г. и постановления ЦК КПСС и Совмина СССР № 984-425 от 30.10.61г. приказом ГКОТ филиал 2 ОКБ-1 реорга- низуется в самостоятельное конструк- торское бюро ОКБ-10 (конструкторское бюро прикладной механики - КБПМ) с переводом в него подразделений фили- ала ОКБ-456 и СКБ завода «Красмаш».2 июля 1962 года вышло реше- ние Военно-промышленной комиссии (ВПК) Президиума Совмина СССР о создании ракеты-носителя для выве- дения различных космических аппа- ратов среднего и малого веса (от 100 до 1500 кг); на круговые и эллипти- ческие орбиты высотой от 200 до 2000 км. Завершился важный этап работы М.Ф.Решетнёва, обеспечивающий пер- спективу коллективу, открывающий дорогу к созданию носителя, в котором была и будет необходимость. Летом 1959 года в Красноярске-26 (г. Железногороск) был создан филиал ОКБ-1, руководителем которого по решению С. Королева был назначен М. Решетнев. ☼ Несколько лет ушло на формирование коллектива. В мае 1964 г. он одержал первую серьезную победу. Разработанная учеными ОКБ-1 ракета-носитель доставила на орбиту искусственного спутника Земли три грузовых макета, которые отцеплялись в разных заданных точках орбиты. ☼ Впоследствии филиал ОКБ-1 был преобразован в Научно-производственное объединение прикладной механики (НПО ПМ). В настоящее время объединение носит имя академика М. Ф. Решетнева. ☼ В середине 60-х годов по инициативе М. Ф. Решетнева основным направлением деятельности НПО ПМ стало создание информационных спутниковых систем (для связи и телевещания, навигации, геодезии). Здесь было создано и введено в строй много космических аппаратов (КА) и спутниковых комплексов, запущено на орбиту более 1000 спутников.
НАГРАДЫ
ОРДЕНА
НАУЧНЫЕ ЗВАНИЯ И ДОЛЖНОСТИ
1967 г. - доктор технических наук, профессор кафедры проектирования машин Красноярского ВТУЗа.
1976 г. - член - корреспондент АН СССР.
1985 г. - академик АН СССР (с 1991г.- РАН).
1989 г. - заведующий кафедрой космических аппаратов КИКТ (ныне СибГАУ), заведующий кафедрой Красноярского государственного университета.
1990 г. - академик Российской инженерной академии, основатель и президент Сибирского отделения РИА.
1992 г. - академик Международной инженерной академии (МИА).
НАВСЕГДА В ПАМЯТИ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Имя Михаила Фёдоровича Решетнёва навсегда осталось в истории благодаря его выдающемуся вкладу в развитие космической техники и ракетостроения.

Имя Михаила Фёдоровича носят:
  • предприятие — НПО ПМ (с 2008 года ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва);
  • высшее учебное заведение — Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнёва (с 2017 года — Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва);
  • общеобразовательная школа — Лицей № 102 имени академика М. Ф. Решетнёва;
  • улица и площадь в городе Железногорске Красноярского края;
  • пассажирский самолёт Ил-96 рег. номер 96017;

В 1997 году решением Бюро Федерации космонавтики РФ № 17 (от 30.01.96) учреждена медаль имени академика М.Ф. Решетнева в честь выдающегося ученого и конструктора в области прикладной механики и космической техники, Героя Социалистического Труда, академика АН СССР Михаила Федоровича Решетнева (1924-1996).

Администрацией Красноярского края учреждена ежегодная стипендия им. М. Ф. Решетнева учащимся средних и высших учебных заведений края, добившихся наибольших успехов в области точных наук.

С 1997 года в Красноярске и Железногорске ежегодно проводятся научные конференции «Решетнёвские чтения».

В 2000 году имя Решетнева присвоено малой планете № 7046 Reshetnev (1977 QG2), открытой Н. С. Черных.

Михаил Решетнев является почетным гражданином города Железногорска (Красноярск-26).
В Сибири в 60-80 гг. XX века решались задачи создания космических аппаратов различного назначения, обеспечения длительного времени их эксплуатации, эффективного функционирования космических информационных систем. Для этого выполнялся значительный объём фундаментальных и прикладных научных исследований, что привело к качественному и количественному росту в таких отраслях знаний как: математика, физика, информатика и вычислительная техника, материаловедение, электроника, технология, науки о Земле и космосе. М. Ф. Решетнёву принадлежит более 200 научных трудов и изобретений. Под его руководством или с его непосредственным участием было разработано около 30 типов космических комплексов и систем.
Cистемы спутниковой связи и вещания
Система «Молния»
СПУТНИК «ЭКРАН»
СПУТНИК «Горизонт»
СПУТНИК «ПоТОК»
СПУТНИК «ЭКРАН»
СПУТНИК «ЛУЧ»
СПУТНИК «ГОНЕЦ»
СПУТНИК «ЭКСПРЕСС»
СПУТНИК «ГАЛС»
Разработанные в НПО ПМ в 1960-90-е гг. космические аппараты различного назначения (в отдельные годы на различных околоземных орбитах одновременно работало до 120 спутников) составляли до 80% всей национальной орбитальной группировки и по праву заслужили называться самыми надёжными отечественными космическими аппаратами
СПУТНИК «РАДУГА»
Спутниковые системы навигации
СИСТЕМА «ЦИКЛОН»
Система «надежда»
система «цикада»
система «глонасс»
Спутниковые системы изучения Земли
Вертикальный космический зонд
Космос-381
Сфера
Гео-ИК
ЭТАЛОН
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ
При подготовке информационной справки были использованы следующие материалы:
«Стрела» – советская спутниковая система связи, разработанная для обеспечения надежной и оперативной передачи данных и голосовой информации для различных государственных и военных нужд. Основное назначение системы - передача информации между различными подразделениями и службами в рамках государства, включая военные, гражданские и правительственные учреждения. Система обеспечивает связь в труднодоступных и удалённых районах, где наземные коммуникации затруднены или невозможны. Стрела разработалась и производилась АО «РЕШЕТНЁВ» (до февраля 2023 года — АО «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнёва», до 3 марта 2008 года — ФГУП «Научно-производственное объединение прикладной механики имени академика М. Ф. Решетнёва», НПО ПМ).

История создания
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 октября 1961 года Конструкторскому бюро «Южное» им. М. К. Янгеля (ОКБ-586) было поручено создание экспериментальных космических систем специальной связи «Стрела» для Министерства обороны СССР. Данные системы строились с использованием космических аппаратов, расположенных на случайных некорректируемых орбитах обеспечивающих радиозональное перекрытие всей земной поверхности. Передача данных основывалась по принципу «почтового ящика»: абонент передавал сообщение на спутник связи в зоне видимости, который его сохранял в бортовом запоминающем устройстве, после чего в определенное время или по команде с Земли ретранслировал его принимающему абоненту. Основными пользователями системы были КГБ и ГРУ Генштаба ВС СССР, которые передавали по спутниковым каналам шифрограммы и оцифрованные изображения.

Космические аппараты разрабатывались на основе имеющейся на предприятии технологической оснастки. Корпус космических аппаратов состоял из двух полусфер радиусом 400 мм, на одной из них размещался выносной радиатор системы терморегулирования, а на другой — солнечная батарея кольцевого типа. Масса спутника составляла 75 кг. Космические аппараты планировалось выводить ракетой-носителем (65С3) группой по четыре спутника на круговые орбиты высотой 1500 км, срок активного существования космических аппаратов составлял три месяца.

В 1962 году работы по системам связи были перенесены в ОКБ-10 (Железногорск, Красноярск-26). Проект был переработан, платформой для спутников стала КАУР-1, разработанная в ОКБ-10. Первые три прототипа, снабжённые только радиопередатчиками, были запущены с космодрома Байконур 18 августа 1964 года. Следующие два прототипа были запущены через 4 дня, 22 августа с космодрома Капустин Яр.

КА серии «Стрела»
Стрела-1 (1964), Стрела-2 (Пчела, 1965), Стрела-1М (Светоч, 1970), Стрела-2М (Форпост, 1970), Стрела-3 (1985), Стрела-3М (2008).
Стрела-1 (1964)
Стрела-2 (Пчела, 1965)
Стрела-1М
(Светоч, 1970)
Стрела-2М
(Форпост, 1970)
Стрела-3 (1985)
Стрела-1. Серийные космические аппараты «Стрела-1» запускались в 1965 году, группами по пять спутников. Два спутника, Космос-83 и Космос-90, были оснащены экспериментальными силовыми установками РИТЭГ. Полностью функционирующая орбитальная группировка насчитывала 24 спутника, всего было запущено 29 аппаратов (включая экспериментальные и 3 аппарата, потерянных из-за аварии ракеты-носителя Космос-3М 23 октября 1964 года).

Стрела-2. Работы по проекту «Пчела» стали основой экспериментальных космических аппаратов «Стрела-2». Они выводились на орбиту высотой около 600 км. Из-за большой массы аппарата (800 кг) спутники выводились на орбиту по одному. Первый аппарат серии был запущен с космодрома Байконур 28 декабря 1965 года с помощью ракеты-носителя «Космос-1». Запуски «Стрелы-2» были неудачными — из 5 запусков только 3 спутника достигли планируемой орбиты.

Стрела-1М. По результатам тестирования сети спутников связи «Стрела-1» было принято решение развернуть более совершенную сеть, основанную на модернизированных спутниках «Стрела-1М». Развертывание началось 25 апреля 1970 года с запуска сразу восьми спутников Космос-336, Космос-337, Космос-338, Космос-339, Космос-340, Космос-341, Космос-342, Космос-343. Спутники выводились на орбиту высотой 1500 км и наклонением 74°. Из-за малого срока активной работы группировка постоянно пополнялась новыми спутниками примерно раз в полгода. В период с 1970 по 1992 год всего было запущено 368 аппаратов (включая 8 потерянных из-за аварии ракеты-носителя спутников 24 ноября 1982 года). В отличие от сети спутников «Стрела-2М», по сети «Стрела-1М» передавалась только открытая информация. После окончания эксплуатации платформа спутников «Стрела-1М» стала основой для серии любительских космических аппаратов «Можаец».

Стрела-2М. Параллельно с развертыванием Стрелы-1М было решено развернуть сеть спутников «Стрела-2М», практически не отличавшихся от первоначальных прототипов. Аппараты выводились на орбиту высотой около 800 км и наклонением 74°. В период с 1970 по 1994 год всего было запущено 52 аппарата (включая 3 аппарата, потерянных из-за аварии ракеты-носителя «Космос-3М»).

Стрела-3. «Стрела-3» была призвана заменить аппараты первого поколения «Стрела-1М» (группировка была заменена в 1992 году) и «Стрела-2М» (группировка была заменена в 1994 году). Орбитальная группировка должна была состоять из 12 аппаратов в двух орбитальных плоскостях, расположенных на 90° друг от друга. Первоначально вывод на орбиту обеспечивался ракетой-носителем Циклон-3 (группой по 6 спутников). С 2002 года, в связи с завершением эксплуатации «Циклона-3» запуски спутников осуществлялись с помощью ракеты-носителя «Космос-3М» (группой по 2 спутника) и Рокот(группой до 3 спутников). Гражданской версией данного спутника является Гонец-Д1, впервые запущенный в 1996 году.

Стрела-3М. «Стрела-3М» (или «Родник», гражданская версия Гонец-Д1М) является дальнейшим развитием космического аппарата «Стрела-3». Первый запуск одновременно гражданской и военной версии спутника был осуществлён 21 декабря 2005 года.
Космический аппарат
«Стрела»
Космический аппарат «Молния»
Молния — серия советских спутников связи, предназначенных для обеспечения надежной связи на больших широтах и в отдаленных регионах. Первоначально созданные в 1960-х годах, спутники серии «Молния» использовали высокоэллиптические орбиты, что позволяло им длительное время находиться над северным полушарием и обеспечивать устойчивую связь там, где геостационарные спутники не могли эффективно работать.

Спутники сыграли ключевую роль в развитии телекоммуникационной инфраструктуры СССР. Они обеспечивали трансляцию телевизионных и радиопрограмм в удаленные районы страны, такие как Сибирь и Дальний Восток, и создавали международные каналы связи. Спутники также использовались для создания резервных каналов связи, что повышало общую надежность телекоммуникационных систем.

Всего было запущено 5 экспериментальных аппаратов для создания линии дальней радиосвязи между Москвой и Владивостоком. В дальнейшем на базе КА «Молния-1» была разработана линейка советских, а в дальнейшем — российских спутников связи: «Молния-1+» (1967), «Молния-2» (1971), «Молния-3» (1974), «Молния-1Т» (1983), «Молния-3К» (2001).
Макет Молнии-1 в Музее истории космонавтики имени К. Э. Циолковского
Почтовая марка Молния-1 (1966)
Молния-1. Работы над созданием спутников серии «Молния» начались в 1961 году в Особом конструкторском бюро-1 (ОКБ-1, ЦКБЭМ, НПО «Энергия», текущее наименование — Публичное акционерное общество «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва».) под руководством Сергея Королёва. Проект включал сотрудничество со специалистами из различных конструкторских бюро и научных институтов. Главным конструктором первых спутников «Молния-1» (1962 г.), а также последующих моделей «Молния-2» (1965 г.), «Корунд» (1969 г.), «Кулон» (1973 г.), был заместитель генерального директора по науке МНИИРС, Мурад Рашидович Капланов.

Основной задачей первого спутника «Молния-1» было создание экспериментальной линии дальней радиосвязи между Москвой и Владивостоком. В дальнейшем планировалось развернуть эксплуатационную систему радиосвязи по всей территории Советского Союза и северного полушария, обеспечивающую передачу телевизионных программ Центрального телевидения.

Первая попытка запуска спутника состоялась 4 июня 1964 года на космодроме Байконур. К сожалению, из-за аварии второй ступени ракеты-носителя спутник был потерян. Причиной аварии стал отказ системы опорожнения блока, что привело к преждевременному исчерпанию топлива и аварийному отключению двигательной установки. Следующий запуск 22 августа 1964 года был частично успешным: спутник вышел на орбиту, но параболические антенны не развернулись полностью, что исключило его использование по назначению. Проблема возникла из-за повреждения изоляции кабелей, которые были дополнительно обмотаны поливинилхлоридной лентой, не прошедшей полноценные испытания. Первый успешный запуск состоялся 23 апреля 1965 года. Спутник «Молния-1» № 3 был выведен на орбиту, и после нескольких попыток удалось включить ретранслятор. Благодаря этому спутнику жители Дальнего Востока впервые в реальном времени смотрели первомайский военный парад 1965 года, проходивший в Москве. Первые спутники серии «Молния-1» столкнулись с проблемой быстрого падения мощности солнечных батарей. Это было связано с воздействием радиационных поясов Земли и резкими температурными перепадами на орбите.
Всего было запущено 7 спутников «Молния-1», из которых 5 были успешными. В 1966 году, из-за высокой загрузки ОКБ-1, производство спутников «Молния-1» было передано филиалу № 2 ОКБ-1, который впоследствии стал ОАО ИСС. Все последующие спутники серии «Молния» изготавливались на этом предприятии.

Спутники "Молния-1" были первоначально задуманы для установления экспериментальной дальней радиосвязи между Москвой и Владивостоком. Улучшенные модели, такие как "Молния-1+" и "Молния-2", затем использовались для организации телефонно-телеграфного сообщения по всей территории Советского Союза и для трансляции программ Центрального телевидения через 20 наземных станций с антеннами диаметром 12 метров в рамках системы "Орбита". В результате к 1968 году количество зрителей Центрального телевидения увеличилось на 20 миллионов человек.
Спутники "Молния" взаимодействовали с особыми наземными оконечными станциями, которые не только ретранслировали телевизионные сигналы и обеспечивали многоканальную телефонию, но и осуществляли слежение за спутниками, расчет их орбиты, передачу команд и получение телеметрической информации о работе систем.
Система связи и боевого управления "Корунд", созданная на базе "Молния-1+", была внедрена в 1975 году и использовалась вместе с более совершенными моделями, такими как "Молния-2", в составе Единой Системы Спутниковой Связи (ЕССС) вместе с спутниками "Радуга".
Спутники "Молния-1" стартовали в жестко определенные моменты времени, чтобы обеспечить оптимальное освещение солнечных батарей. После запуска они выходили на промежуточную орбиту, а затем с помощью двигателя последней ступени ракеты достигали высокоэллиптической орбиты с апогеем около 40 000 км и наклонением в 63,4° над Северным полушарием. Эта конфигурация орбиты обеспечивала продолжительность сеансов связи около 10 часов для объектов на территории СССР и стран Северного полушария.

Космическая платформа КАУР-2, разработанная на основе спутника "Молния-1", стала отправной точкой для эволюции всего семейства спутников "Молния". В последующие годы были созданы улучшенные модели, включая "Молния-1+" (1967), "Молния-2" (1971), "Молния-3" (1974), "Молния-1Т" (1983) и "Молния-3К" (2001).
Платформа состояла из цилиндрического гермоотсека, в котором размещались служебная и ретрансляционная аппаратура. На корпусе устанавливались шесть откидывающихся панелей солнечных батарей, двигательная установка коррекции формы усеченного конуса, а также антенны, радиаторы для терморегулирования и шар-баллоны с азотом для системы ориентации. Основная ось спутника ориентировалась на Солнце, в то время как антенны, установленные на выносной штанге, были направлены на Землю независимо.
Однако из-за ограничений радиоаппаратуры первые модели серии, включая "Молния-1", имели сравнительно короткий срок активного использования, всего около полугода. Эта проблема была успешно преодолена в последующих моделях, которые стали основой для развития советской и российской космической связи и навигации.

Космический аппарат "Молния-1" использовал уникальную систему ориентации, которая включала в себя массивный гироскоп, установленный внутри спутника. Этот гироскоп играл ключевую роль в поддержании постоянной ориентации аппарата относительно Солнца, что было критически важно для надежной работы солнечных батарей, жёстко прикреплённых к корпусу спутника.
После отделения от ракеты-носителя и установки ориентации на Солнце, гироскоп начинал вращаться с высокой скоростью. Особенность этого гироскопа заключалась в его способности сохранять постоянное направление оси в пространстве при раскручивании. Внутренняя механическая система включала слабые пружины с демпферами, которые снижали колебания. Это позволяло спутнику как бы "висеть" на гироскопе. В то время как механическая часть была сложной, электронная часть системы оказалась простой и надежной, что обеспечивало безотказную работу спутников "Молния-1" на протяжении многих лет.
Дополнительно к гироскопу система ориентации включала микродвигатели КДУ-414, работающие на сжатом азоте. Они использовались для корректировки незначительных отклонений аппарата от заданной ориентации, вызванных внешними возмущениями или временными изменениями траектории. Сочетание силового гироскопа и микродвигателей обеспечило очень эффективную систему ориентации с минимальным расходом топлива.

Молния-1 (1964)
Молния-1+ (1967)
Молния-1Т (1983)
Молния-2 (1971)
Молния-3 (1974)
Молния-3К (2001)
Контактные данные
Красноярский Дом науки и техники РосСНИО
г. Красноярск, ул. Урицкого, д. 61
Телефоны:
+7(391)-227-85-00,
+7(999)-318-33-34
Адреса в Интернете:
https://domnit.ru,
https://vk.com/domnit
Записаться на экскурсию
Электронная почта:
museum@domnit.ru,
info@domnit.ru
Made on
Tilda